Карта 1. Северный речной путь
Название города - Устюг (с ударением на первом слоге) - связано с его географическим положением. Он находится на месте слияния двух больших рек: Сухоны и Юга, которые вместе образуют Северную Двину. Устье Юга (Усть-Юг) и стало именем возникшего здесь города. Этот географический факт отражён в его гербе (см. слева): Нептун с двумя кувшинами, из которых вытекают две струи, образующие реку. "Великим" Устюг стал только при Иване Грозном, в силу его значимости для торговли через Белое море.
Поселение на месте слияния Сухоны и Юга первоначально возникло в конце 12-го - начале 13-го веков сразу в двух местах: на высоком правом берегу Сухоны (город Гледен) и на низком левом берегу (Устюг). В дальнейшем Гледен не сохранился, поскольку оказался уязвим к набегам со стороны реки (а набегали в основном новгородские ушкуйники), и от него остался только Троице-Гледенский монастырь, один из древнейших на Русском Севере. Устюг выжил, но в силу своего стратегического расположения на протяжении более 200 лет был объектом борьбы между Новгородом, Москвой и Волжской Булгарией, которая сопровождалась набегами, погромами и пожарами. В 1392 г. великий князь Московский Василий I окончательно включает Устюг в свои владения. Во второй половине 15-го века Устюг стал базой для дальнейшей экспансии Московского княжества на север и восток, в вятские, двинские и пермские земли. Тогда же взамен разрушенного Гледена в Устюге началось строительство мощной новой крепости с земляным валом, стенами и башнями, защищавшими город несколько веков (фото 1).
Фото 1. План Великого Устюга в начале 17-го века
При Иване Грозном, захватившим Казань и Новгород, Устюг утратил военное значение, но стал крупным торговым центром после открытия водного пути в Белое море (см. Введение). Благодаря этой торговле, 17-й век был периодом расцвета Великого Устюга, в котором преуспевали не только купцы, но также развивались ремёсла и искусство (устюжские иконописцы расписывали Архангельский собор Кремля и дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском). Именно тогда на купеческие деньги была построена большая часть устюжских храмов. В 17-18-ом веках устюжане принимали активное участие в освоении Сибири, а позже - и новых российских владений на Алеутских островах и Аляске (об этом подробнее будет рассказано дальше). В 19-м веке Великий Устюг теряет свой экономический и торговый статус и постепенно превращается в обыкновенный уездный город. Однако его прошлое процветание осталось запечатлённым в череде прекрасных соборов и церквей вдоль набережной Сухоны (фото 2), большая часть которых, к счастью, сохранилась до наших дней. Именно поэтому в своём отчете мы назвали Устюг городом храмов и иконостасов, а не "родиной Деда Мороза", как его сейчас позиционируют местные власти.
Фото 2. Панорама Великого Устюга в 19-м веке (картина в местном краеведческом музее)
Главной достопримечательностью Великого Устюга является расположенный на берегу Сухоны в самом центре города комплекс храмов, называемый "Соборное дворище". Его снимок с реки (фото 3) является хрестоматийным видом Великого Устюга. Оно же является и историческим ядром города, расположенным на том месте, где когда-то стоял первоначальный деревянный детинец.
Фото 3. Соборное дворище, вид с реки
Фото 4. Соборное дворище, вид с набережной на закатеГлавным храмом города является кафедральный Успенский собор, который в различных деревянных ипостасях находился здесь, начиная с 13-го века. Нынешнее каменное здание собора возведено в 1639-1663 гг. в период царствования Алексея Михайловича Романова, который лично вносил средства на строительство. В 18-м веке собор был перестроен в барочном стиле и в таком виде дошёл до наших дней (фото 5-6). Колокольня строилась долго и была закончена в конце 18-го века. Большая звонница предназначалась специально для 17-тонного колокола "Варлаам", отлитого в 1754 году (не сохранился). С колокольни открывается красивый вид на город и реку (фото 8). В 19-м веке к собору была пристроена массивная зимняя церковь Благовещения, целиком закрывшая его с одной стороны (фото 7). Сейчас в этой церкви находится городская библиотека. В соборе сохранился уникальный резной иконостас 18-го века в барочном стиле, а также портретная галерея Великоустюжских архиереев, выполненная как стенопись в 70-х гг. 18-го века. К сожалению, летом 2019 г. собор был закрыт на реставрацию и увидеть всю эту красоту не довелось. На интернете фотографий этого иконостаса также не оказалось, видимо, собор закрыт уже очень давно.
Фото 5. Успенский собор и колокольня (17 - 18-й век), вид с запада
Фото 7. Благовещенская церковь, 19-й век
Фото 8. Вид на Сухону с колокольни
Изящный собор Св. Прокопия Праведного, также находящийся в Соборном дворище со стороны набережной (фото 9), сейчас выполняет роль кафедрального. Прокопий Праведный считается небесным покровителем Великого Устюга, и собор был построен над его захоронением в 1668 г. на частные пожертвования устюжского купца Афанасия Гусельникова. Относительно небольшой по размерам храм увенчан пятиглавием, что служит признаком глубокого почитания Св. Прокопия в городе. В 1995 г. собор был возвращён РПЦ и сейчас в нём проводятся регулярные богослужения.
Фото 9. Собор Св. Прокопия Праведного, 17-й век
Св. Прокопий жил в 13-м веке и происходил из купцов немецкого города Любека. Приехав в Новгород с товарами, он был глубоко впечатлен торжественностью
православной церковной службы и красотой церквей и монастырей. Он раздал все свои средства бедным, крестился в православие и остался жить на Руси.
Начав странствовать, он в конце концов оказался в Устюге и, приняв обет юродства, стал жить на паперти Успенской церкви, одетый в рубище и питаясь
на подаяние.
Его главным чудом считается избавление города в 1290 г. от "огненной каменной тучи" (возможно, речь идёт о метеоритном дожде). Предсказав
за неделю бурю с каменным дождём, он усиленно молился об избавлении Устюга от этой напасти. Поначалу ему никто не верил, однако, когда буря всё же состоялась
и в 20 верстах от города выпал каменный град, отношение к нему изменилось: Прокопия стали считать спасителем Устюга. Он прожил в юродстве 60 лет и скончался
в 1303 г., после чего был похоронен на берегу Сухоны в том месте, где любил сидеть, наблюдая и благословляя проходящие суда. В 1547 г. Прокопий Устюжский
был канонизирован Церковью и стал первым святым, прославленным в лике юродивых.
Над его могилой возвели часовню, которая вскоре сменилась деревянными церквями, пока в 17-м веке не построили нынешний собор. В стену трапезной храма
был заложен тёмно-серый камень, принадлежавший, по преданию, к числу выпавших из "каменной тучи" и по молению Прокопия, миновавшим город.
В 1883 г. над его ракой в соборе возвели белую мраморную сень с мозаичными украшениями изнутри (фото 10). Это является отражением другой легенды: он умер зимой,
и его тело нашли только на 4-й день после смерти, уже присыпанное снегом.
Главным украшением Прокопьевского собора является его резной позолоченный 5-ти ярусный иконостас, датируемый 1-й половиной 17-го века (фото 11). Большую ценность представляют две посвященные Прокопию иконы из местного чина иконостаса (12-13). Житийная икона с 40 клеймами местного письма (слева) является вкладом спонсора собора, купца Гусельникова. Справа - более ранняя икона строгановской школы письма (датируемая 1602 г.), изображающая Св. Прокопия в молении Богородице. Это вклад Никиты Строганова из известного рода сибирских купцов и промышленников. В настоящее время обе эти иконы находятся в экспозиции Музея древнерусского искусства в Вознесенской церкви.
Фото 11. Иконостас собора Прокопия Праведного, 17-й век
Фото 12-13. Житийные иконы Св. Прокопия Праведного из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора
Прокопий был не единственным устюжским юродивым: в конце 15-го века был ещё один популярный юродивый по имени Иоанн, который обладал даром предвидения и исцеления. Он скончался в 1494 г. и был похоронен недалеко от Прокопьевской церкви. В 1547 г. он был канонизирован, а над его могилой построили церковь в честь Животворящего Креста, которая со временем стала третьей святыней Соборного дворища. Нынешний Собор Св. Иоанна Устюжского (фото 14) построен в 1656-1663 гг. также на средства устюжских купцов, и неоднократно перестраивался и расширялся впоследствии.
Фото 14. Собор Св. Иоанна Устюжского (17-18-й век), вид с набережной
Почти все устюжские церкви расположены на набережной Сухоны (фото 2 и 15) или вблизи её, и находятся в различной степени сохранности. Красивейшим храмом Великого Устюга считается церковь Вознесения Господня "на торгу" (фото 16а-16b), построенная в стиле "московского узорочья" в 1648 г. на средства богатейшего устюжского купца того времени Никифора Ревякина. Она очень похожа на классическую московскую церковь в стиле "узорочья" - храм Рождества в Путинках (фото 16с). Устюжская Вознесенская церковь состоит из нескольких органично сочетающихся объёмов и имеет 6 престолов. Снаружи церковь богато декорирована и поэтому смотрится очень нарядно. Это была одна из первых каменных церквей в Устюге, и изначально в ней было 11 глав, из которых сохранилось лишь 7. Внутри неё сейчас находится очень интересный Музей древнерусского искусства (о котором мы расскажем позже).
Фото 15. Церкви на набережной Сухоны
Фото 16a. Церковь Вознесения Господня "на торгу", 1648 г. Вид со стороны алтаря (Источник: proehal.ru)
Фото 16b. Церковь Вознесения, вид сбоку (фото В.Артемьевой)
Фото 16c. Церковь Рождества в Путинках, Москва (рядом с театром Ленком)
Другая красивая церковь - Николы Гостинского (фото 17a-17b) - расположена неподалеку от Вознесенской на бывшей торговой площади (ныне площадь Ленина).
Никольская церковь была основана приезжими купцами (или "гостями"), отсюда и её название. Нынешняя каменная церковь двухъярусная:
нижний (тёплый) этаж был построен в 1682 г., а верхний (холодный) надстроен в 1720 г. Тогда же возвели и стоящую отдельно от храма колокольню.
Сейчас в нём располагается Музей этнографии.
Фото 17a-17b. Церковь Николы Гостинского с колокольней (1682-1720 гг.)
Ещё одна "музейная" церковь (Жён Мироносиц, фото 18) находится ниже по течению Сухоны. Она была построена в 1714-1722 гг. на купеческие деньги и её подклет раньше был хозяйственным помещением. Зато верхний этаж был декорирован в стиле "нарышкинского барокко", что почти не встречается в Устюге. Живописное крыльцо на четырёх столбах с арками и висячими гирьками сейчас, к сожалению, забито досками. А находится в этой церкви Музей новогодней и рождественской игрушки, что, конечно, очень актуально для родины Деда Мороза.
Фото 18. Церковь Жён Мироносиц (1714-1722 гг.)
Ещё несколько храмов в Устюге достойны упоминания. Очень необычен и наряден храм Симеона Столпника, стоящий на берегу Сухоны в стороне от города (фото 19). Он не похож ни на какие другие церкви Великого Устюга и по своей композиции не имеет аналогий в русской архитектуре 18-го века. Храм построен в пышном и величественном барочном стиле и отличается наличием широкой паперти с аркадой и поднимающейся к ней лестницы, а также завершением в виде огромного купола. Стоящая рядом колокольня выстроена в том же барочном стиле. Внутри храм богато украшен лепниной, а в верхней церкви сохранился резной деревянный иконостас 18-го века (правда, без икон, фото 20). В храме проводятся богослужения, на которые нужно попасть, чтобы ознакомиться с интерьером.
Фото 19. Церковь Симеона Столпника с колокольней (1725-1747 гг.)
Фото 20. Интерьер церкви Симеона Столпника. Источник: cultinfo.ru
Церковь Ильи Пророка (фото 21), находящаяся в двух шагах от Соборного дворища, была построена в барочном стиле в первой половине 18-го века и напоминает
двухуровневые храмы Тотьмы. Летом 2019 г. церковь находилась в запущенном состоянии и не использовалась.
Церковь Леонтия Ростовского (фото 22) находится в северной части набережной и была построена в два этапа: тёплый низ закончен в 1742 г., а холодный верх - в 1770.
Верхняя часть церкви, выполненная в барочном стиле, украшена картушами, с которыми мы уже сталкивались в Тотьме. По состоянию на лето 2019 г. церковь ещё
восстанавливалась, но службы уже проводились.
Фото 21. Церковь Ильи Пророка (1695-1745 гг.)
Фото 22. Церковь Леонтия Ростовского (1742-1770 гг.), барочная верхняя часть украшена картушами
В Великом Устюге сохранилось много памятников гражданской архитектуры, в основном домов богатых купцов 18-19-го веков. На самом престижном в городе месте - на набережной - находится усадьба купца Г.В. Усова (фото 23) постройки 18-го века в стиле классицизма. С 1866 г. здесь была Городская управа, а ныне - главное здание Великоустюгского музея-заповедника. Расположенный рядом дом с симметричными флигелями (фото 24) принадлежал купцу М.Т. Федосееву и был построен в 1770-1786 гг.
Фото 23. Дом купца Усова, конец 18-го века, сейчас - главное здание Великоустюгского музея-заповедника
Фото 24. Усадьба купца Федосеева, конец 18-го века
Недалеко от Соборного дворища находится особняк в стиле ампир постройки начала 19-го века (фото 25), принадлежавший известной в Устюге семье Алёневых. Её родоначальник, В.А. Алёнев, был протоиереем Успенского собора и живописцем - автором его иконостаса. Два крыла дома объединены круглой ротондой с куполом и балконом - очень красиво! Сейчас здесь Детский музейный центр.
Фото 25. Усадьба Алёневых-Чебаевских, начало 19-го века, сейчас - Детский музейный центр
Один из самых красивых барочных домов Устюга (фото 26) имеет очень интересную историю. Он был построен в начале 1760-х гг. Иоганном Лестоком, бывшим придворным лекарем императрицы Елизаветы Петровны. Доктор Лесток увлекся политическими интригами, за что был разжалован и сослан в Устюг. Поскольку ссылка предполагалась бессрочной, он выстроил там себе западноевропейский дом с мансардой и богато украсил его главный фасад роскошным лепным декором в барочном стиле. После смерти Елизаветы в 1762 г. опала кончилась, и Лесток вернулся в Петербург, а его дом впоследствии был продан купцу Василию Шилову, прославившемуся как мореплаватель (о нём подробнее расскажем позже). Есть, правда, мнение, что дом строил сам Шилов, но это кажется маловероятным. С 1970-х гг. в этом доме находится детский сад.
Фото 26. Дом Шилова (дом Лестока), 1760-1770-е гг. Сейчас - детский сад
Считается, что дом Шилова/Лестока послужил прототипом другого прекрасного барочного особняка Устюга - дома купца Г.Н. Наледина, построенного в 1770-х гг. Дом Наледина (фото 27) также выделяется выразительным декором главного фасада, и когда-то это был центральный дом большой городской усадьбы. В доме купца П.В. Красильникова (1876 г., фото 28), который архитектурно напоминает усадьбу Алёневых, сейчас находится городская резиденция Деда Мороза (у него есть и зимняя загородная резиденция, о которой мы поговорим позже). Очень красив дом купца А.А.Кузнецова (1913 г., фото 29), в том числе благодаря эффектному эркеру на 2-м этаже.
Фото 27. Дом Наледина, 1770-е гг.
Фото 28. Дом купца Красильникова (1876 г.), ныне городская резиденция Деда Мороза
Фото 29. Дом купца Кузнецова (1913 г.)
На Советской улице (бывшая Успенская) привлекает внимание длинное здание, объединяющее три дома, раньше принадлежавших разным хозяевам (фото 30). Угловой дом, с корпусами на улицу и на переулок, был построен в конце 19-го века купцом З.П. Жилиным, и в нем размещались гостиницы, квартиры и магазины. В начале 20-го века его перестроили под Всесословный клуб (что-то вроде дома культуры), но затем объединили в один комплекс с соседними домами. Сейчас, по иронии судьбы, здесь снова Дом культуры, а в соседнем длинном доме расположена городская администрация.
Фото 30. Дом купца Жилина (19-й век), затем Всесословный клуб, ныне - Дом культуры
Наконец, находящийся на набережной большой 3-х этажный дом был когда-то главным зданием усадьбы М.М. Булдакова, первого Председателя директоров Российско-Американской компании (подробнее о нём - следующем разделе). Построенный в стиле ампир в 1806-1817 гг., дом вначале был двухэтажным. Третий этаж надстроили в 1909 г., когда в здании разместили мужскую гимназию. За домом находится большой парк, который Булдаков подарил городу в 1824 г. Сейчас в доме Булдакова располагается Педагогический колледж.
Фото 31. Главный дом усадьбы Булдакова (1806-1817 гг.), ныне - Педагогический колледж
В 17-м веке Устюг был самым близким к Сибири крупным русским городом, и именно через него проходили все водные пути в этот регион. Поэтому неудивительно,
что устюжане были в первых рядах исследователей Сибири и первооткрывателей новых земель за Уралом. Вот некоторые из их достижений.
Владимир Атласов, сын устюжского купца, был первым русским землепроходцем, добравшимся до Камчатки в 1697-98 гг.
В 1650 г. Тимофей Булдаков вышел по Лене к Ледовитому океану, и, продвигаясь вдоль берега, достиг устья Индигирки, обогнув мыс Северный.
Семён Дежнёв в 1641 г. в составе казачьего отряда был в числе первооткрывателей Колымы, попав туда через Индигирку и затем вдоль берега Ледовитого океана.
Однако больше всего он прославился в 1648 году, когда, выйдя из устья Колымы, обогнул Чукотский полуостров и первым прошёл через пролив между Азией и Америкой,
впоследствии "переоткрытый" Витусом Берингом (см. карту слева). Оказавшись в Тихом океане, он добрался до устья реки Анадырь и выше по течению
основал Анадырский острог, ставший впоследствии главной базой для освоения Дальнего Востока, Камчатки и Аляски. В этот поход Дежнёв выходил тоже в составе большого отряда,
и выжил в нём лишь сам вместе с несколькими людьми из своей лодки. Еще в советские времена, в 1971 г., рядом с Успенским собором был установлен памятник Семёну
Дежневу (фото 32), хотя сейчас некоторые историки оспаривают факт его рождения в Устюге (что отнюдь не умаляет его заслуг).
В российский период в городе появился ещё и такой вот образ Дежнёва - см. фото 33. Сравнение явно не в пользу последнего.
Фото 32. Памятник С.И. Дежнёву (1605-1673) на территории Соборного дворища, установлен в 1971 г.
Фото 33. Пил ли Дежнёв пиво?
Примерно одновременно с экспедицией Дежнёва на Крайнем Севере проходила экспедиция Ерофея Хабарóва, исследовавшая Приамурье в 1649-1653 гг.
Выйдя с большим отрядом казаков из Якутского острога вверх по Лене, а затем перейдя на её приток Олёкму,
Хабаров волоком добрался до притока Амура реки Шилки, по которой уже достиг главной цели своего похода - собственно Амура (см. карту слева). Хабаров был не первым русским,
добравшимся и проплывшим по Амуру, за пять лет до него там уже побывал отряд Василия Пояркова. Главной заслугой Хабарова считается составление первой карты
Приамурья - "Чертёж реке Амуру", а также колонизация этого края: подчинение местных племён русской власти и наложение на них натурального оброка (ясака).
Оценка экспедиции Хабарова неоднозначна: его упрекают в излишней жестокости как по отношению к собственным людям, так и к местному населению. Среди его казаков
вспыхнул бунт, который он жестоко подавил, а угнетение местного населения привело к вмешательству китайцев, которые потом энергично противодействовали русской
колонизации Приамурья. В 1653 г. Хабаров был отозван на разбирательство в Москву и чуть было не угодил в тюрьму, а на Амур больше никогда не вернулся, хотя хотел.
Всю оставшуюся жизнь он провёл в должности воеводы в Усть-Куте.
Как бы там ни было, сейчас в его честь назван город Хабаровск, железнодорожная станция (Ерофей Павлович) на Транссибе и улицы во многих российских городах, включая Москву.
Великий Устюг тоже не остался в стороне, и в 2015 г. в нём установили памятник Хабарову (фото 34), хотя, строго говоря, устюжанином он не был, родившись в какой-то
из окрестных деревень.
Фото 34. Памятник Е.П. Хабарову (1603-1671) напротив храмов Спасского монастыря, установлен в 2015 г.
В 18-м веке многие устюжане, как и тотьмичи, приняли активное участие в освоении Алеутских островов и Аляски, занимаясь в этих местах промыслом пушнины.
Наиболее известным из них оказался купец и мореплаватель Василий Шилов, который в 1760-е годы составил первую карту Алеутских островов.
Именно его сибирский губернатор решил отправить в столицу для доклада о вновь открытых землях, и Шилов отчитался о них на заседании Адмиралтейской коллегии, предоставив ей
сочиненную им карту с нанесенными на ней Камчаткой, Алеутскими островами и частью Аляски. В объяснении к карте Шилов написал, что «все те острова Алеутские,
считая с первых от Камчатки, до острова Амля, он видел сам, чиня на многих из них промысел бобровой». Его карта оказалась одной из наиболее ранних и наиболее точных карт
и была одобрена Адмиралтейской коллегией, посчитавшей её «для первых начал довольно изрядною». За свои достижения Шилов был награждён в 1767 г. золотой медалью «За полезные
обществу труды» самой императрицей Екатериной II. Заработанные на пушнине деньги Шилов потратил на приобретение (и, возможно, реконструкцию) великолепного барочного дома
в Великом Устюге (фото 26). В честь Шилова теперь названа и улица, на которой этот дом расположен.
В конце 18-го века произошла консолидация купеческого капитала на Дальнем Востоке вокруг компании известного купца Григория Шелехова, основателя первых русских
поселений в Северной Америке. После смерти Шелехова в 1795 г. его вдова привлекла к руководству компанией двух его зятьёв - устюжского купца Михаила Булдакова и
важного петербургского чиновника Николая Резанова (того самого, который фигурирует в рок-опере "Юнона и Авось"). В 1799 г. при императоре Павле I на основе компании
Шелехова возникла полугосударственная акционерная "Российско-Американская компания", которая получила монопольное право на добычу и продажу дальневосточной
пушнины, а также на освоение новых российских территорий на Аляске. Среди акционеров компании были члены императорского семейства. Николай Резанов стал первым руководителем
этой компании, а Михаил Булдаков был избран председателем её совета директоров ("первенствующим директором"). На этом посту он провёл почти 30 лет, выйдя в отставку
в 1827 г. Его вряд ли можно назвать первопроходцем, поскольку все эти годы он провёл в Петербурге, где находилась штаб-квартира Русско-Американской компании, занимаясь её делами.
Однако он снарядил на средства компании несколько русских кругосветных экспедиций (начиная с плавания Крузенштерна и Лисянского в 1803-1806 гг.), и в этом смысле был не чужд
первооткрывательской деятельности. Проживая в Петербурге, он не забывал про Устюг, где выстроил большой особняк и провёл последние три года жизни. Перед входом в парк его имени,
который Булдаков подарил городу, в 2019 г. ему был установлен памятник (фото 33).
На фото 34 позади памятника Хабарову мы видим два храма бывшего Спасо-Пребраженского монастыря, который был упразднён в 1762 г. Главный собор монастыря (фото 36) был построен в 1689-1696 гг. с очень богатым внешним убранством, включая изразцы (фото 37). Внутри сохранился пятиярусный резной иконостас с позолотой (фото 38), один из первых в Великом Устюге. Находящаяся по соседству тёплая Сретенская церковь (фото 39) была построена позже, к середине 18-го века, в стиле "нарышкинского барокко". Это один из самых лёгких и изящных храмов Устюга, как свечка устремлённый в небо своими тремя последовательно уменьшающимися восьмериками. Внутри также сохранился иконостас с иконами 18-го века. К сожалению, прекрасно сохранившийся интерьер храмов недоступен: с 1928 г. там располагается городской архив.
Фото 36. Спасо-Преображенский собор (1689-1696 гг.)
Фото 38. Верхняя часть иконостаса Спасо-Преображенского собора. Источник: oldboy.icnet.ry
Фото 39. Сретенская Церковь (1725-1749 гг.)
Михайло-Архангельский монастырь, находящийся чуть в стороне от реки, является ровесником Устюга: согласно летописи, он был основан монахом
Киприаном в 1212 г. Киприан дружил с Прокопием Устюжским и много с ним беседовал. По легенде, именно у входа в этот монастырь Прокопий скончался и был
найден припорошенным снегом. В этой связи у Святых ворот в монастырь (фото 40) были устроены две небольшие часовни, посвященные Прокопию (справа)
и Иоанну (слева) Устюжским.
Изначально монастырь был деревянным и часто горел. В камне его отстроили в середине 17-го века, в основном "иждивением" богатого устюжского купца
Никифора Ревякина, который сказочно обогатился на продаже сибирской пушнины (мы уже упоминали его как спонсора строительства Вознесенской церкви).
В путеводителях часто отмечается хорошая сохранность монастырского комплекса в том смысле, что все его постройки 17-18-го веков до сих пор стоят.
Это верно, однако состояние всех этих построек (за исключением главного собора) оставляет желать много лучшего, как видно на некоторых снимках.
В монастыре (по состоянию на середину 2019 г.) ещё с советских времен находится автотранспортный техникум, и потребуется еще много средств и усилий,
чтобы привести монастырь в приличный вид. Несмотря на всё это, на его территории очень приятно находиться, там чувствуешь себя умиротворенным и духовно
просветленным. Мы жили в Устюге рядом с этим монастырём, и по дороге в центр и из центра часто в него заходили, благо что большую часть времени он был абсолютно
безлюдным.
Сразу за Святыми воротами посетитель видит надвратную церковь Владимирской иконы Божьей Матери конца 18-го века (фото 41), над левым порталом которой неплохо
сохранилась одна из фресок (фото 42). Когда-то в этой церкви находился список с прославленной московской иконы Богоматери Владимирской, сделанный
устюжским живописцем.
Фото 40. Святые ворота Михайло-Архангельского монастыря с башенками-часовнями (18-й век)
Фото 41. Надвратная церковь Владимирской иконы Божьей Матери (1682-1688 гг.)
Главный объект в монастыре (и, похоже, единственный нормально отреставрированный) - величественный пятиглавый собор Михаила Архангела с высокой шатровой колокольней (фото 43, 45 и 46). Он был построен в 1653-1656 гг., и являлся одним из первых каменных храмов Устюга. Собор стоит на высоком подклете и окружён со всех сторон галереями-гульбищами. Минимум декора придают ему северную строгость и простоту. От собора к трапезной идет монументальная двухэтажная галерея, с большими лестницами с каждой стороны (фото 43-44).
Фото 43. Собор Михаила Архангела (1653-1656 гг.)
Фото 44. Двухэтажная галерея от собора к трапезной (1651-1653 гг.)
Фото 45. Собор Михаила Архангела, вид с юго-востока
Сама трапезная объединена в один комплекс с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы (фото 47), которая была построена одновременно с собором на средства купца Ревякина. Церковь нелегко угадать на снимке, поскольку она до сих пор лишена купола, поэтому подскажем: церковь с алтарем - слева, справа к ней примыкает большая трапезная палата.
Фото 47. Церковь введения во Храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1653 г.). Церковь (без купола) находится слева.
В начале 18-го века над мощами прп. Киприана, основателя монастыря, была возведена церковь Преполовения Пятидесятницы, декорированная несколькими картушам (фото 48). (Преполовение Пятидесятницы - христианский праздник, отмечаемый на 25-й день после Пасхи, на середине временного промежутка между ней и Троицей-Пятидесятницей). Мощи Киприана советские времена не пережили, зато сохранилось захоронение купца Ревякина, спонсора монастыря, у наружной стены церкви (фото 49). Его, правда, трудно найти в некошеной траве. Купец Ревякин, наверное, рассчитывал на лучшее обхождение со стороны потомков с учётом его заслуг перед городом.
Фото 48. Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г.) над мощами прп. Киприана
Попасть внутрь Михайло-Архангельского собора можно только вместе с экскурсией, которую надо заказать в главном здании музея-заповедника на набережной. Внутри сохранился красивый трёхъярусный позолоченный иконостас 18-го века (фото 50), с элементами барочного и классического стилей. Первоначально собор был расписан, однако потом фрески были забелены. Когда-то в местном ряду иконостаса стояла храмовая икона конца 13-го века "Собор Архангела Михаила" (фото 51), которую забрали на реставрацию в Русский музей Петербурга, да так и не вернули (место иконы обозначено крестиком).
Фото 50. Иконостас собора Михаила Архангела (17-18-й век). Крестом отмечено место храмовой иконы
На паперти собора сохранилась уникальная стенопись под условным названием "Притчи старческие" (фото 52-53), которая (согласно путеводителям) является набором назидательных сюжетов для духовного и нравственного совершенствования монахов. Современному человеку нелегко во всём этом разобраться.
Фото 52. Стенопись "Притчи старческие" (начало 18-го века)
Фото 53. Фрагмент стенописи
Троице-Гледенский монастырь находится на холме на правом берегу Сухоны рядом с её слиянием с Югом (см. план слева). Он основан в конце 12-го века и был одним из первых христианских монастырей в этих тогда ещё языческих местах. Когда-то рядом с ним находился город Гледен, который был разрушен в 1438 г. во время гражданской войны за московский престол между князьями Василием Тёмным и его двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Монастырь сохранился, и даже был отстроен в камне на средства устюжских купцов в конце 17-го - начале 18-го веков, однако после секуляризации церковных земель Екатериной II пришёл в упадок и был упразднён в 1841 г. Советские времена также не пошли монастырю на пользу, и сейчас (помимо главного собора) он пребывает в полузаброшенном состоянии (фото 54-56). Каменные стены вокруг монастыря успели построить только наполовину, а потом в связи с екатерининскими реформами закончились деньги.
Фото 54. Святые ворота (середина 18-го века)
Фото 55. Успенская церковь (1730-1740 гг.)
Фото 56. Тихвинская церковь с трапезной палатой (1730-1740 гг.)
Главный храм обители - Троицкий собор (фото 57) - был построен в 1695-1701 гг. на средства купцов Грудцыных. Он очень похож на собор Михайло-Архангельского монастыря и, вероятно, строился теми же людьми. Тот же высокий подклет, двухэтажная наружная галерея и шатровая колокольня, во внешней отделке использованы зелёные изразцы. Главное отличие Троицкого собора от своего прототипа - симметричность с расположением колокольни над входом, что выглядит более удачной композицией. Троицкий собор является единственным полностью отреставрированным зданием монастыря.
Фото 57. Троицкий собор с колокольней (1695-1701 гг.)
Главной достопримечательностью монастыря, да и пожалуй всего Великого Устюга, является великолепный барочный резной иконостас Троицкого собора (фото 58-59). Он выполнен в течение восьми лет (1776-1784 гг.) устюжскими, тотемскими и вологодскими резчиками, позолотчиками и иконописцами на добровольные пожертвования устюжан. Иначе как чудом сохранение этого иконостаса до наших дней не назовёшь, хотя своим нынешним хорошим состоянием он обязан реставрации 1970-х гг. В некоторых источниках утверждается, что прототипом этого иконостаса является иконостас, существовавший когда-то в Спасо-Яковлевском монастыре в Ростове Великом и затем утраченный. Троицкий собор и находящийся в нём иконостас сейчас принадлежат великоустюжскому музею-заповеднику, но начиная с 1995 г., в праздник Пресвятой Троицы в храме проводится служба.
Фото 58. Иконостас Троицкого собора (1776-1784 гг.)
Фото 59. Верхняя часть иконостаса
Внутри собора возникает ощущение, что ты оказался в барочном католическом храме где-то в Австрии или в Италии, и это не случайно: композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с западноевропейских гравюр и больше напоминают светскую живопись. Богатство иконостаса усиливается позолотой, а также обилием деревянной скульптуры, что фактически делает его трёхмерным. Именно резьба по дереву производит наиболее ошеломляющее впечатление внутри собора, настолько филигранно, тонко и гармонично вырезан декор и скульптуры. Особенно хороши царские врата с фигурами четырех евангелистов, над которыми парит в облаках Бог Саваоф (фото 60-62). Вся эта композиция выполнена просто виртуозно.
Фото 60. Центральная часть иконостаса с царскими вратами
Фото 62. Фрагмент иконостаса: Бог Саваоф над царскими вратами
На правом берегу Сухоны, прямо напротив Соборного дворища, находится посёлок Дымково, а в нём - две красивые церкви, объединенные когда-то в один приход (фото 64-66). Церкви посвящены Св. Дмитрию Солунскому и Св. Сергию Радонежскому, и утверждается, что их деревянные предшественницы были поставлены на этом месте ещё в 1383 г. в ознаменование участия устюжан в Куликовской битве. Как-то не очень это убедительно, особенно если учесть, что первые упоминания этих церквей в письменных источниках относятся к 1630 г.
Фото 64. Вид на правый берег Сухоны и Дымковскую слободу
Фото 65. Вид на Дымковскую слободу с реки
Фото 66. Храмовый ансамбль в Дымково, 18-й век. Источник: Владимир Шалаев_tourister.ru
Холодная церковь Св. Дмитрия Солунского (фото 67) была построена в 1700-1708 гг. как пятикупольный храм с отдельно стоящей шатровой колокольней в стиле, больше напоминающим 17-й век. Снаружи церковь изящно декорирована, а внутри сохранился золоченый резной иконостас начала 18-го века, к которому, к сожалению, нет доступа. С восточной стороны на стене храма сохранился большой пятиметровый киот с образом Спаса Вседержителя (фото 68) и припадающими к нему святыми, включая Прокопия и Иоанна Устюжских, Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. Раньше перед киотом горела вёдерная лампада.
Фото 67. Церковь Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) Источник: mapala.net
Вторая дымковская церковь во имя Сергия Радонежского (фото 69) была тёплой и использовалась зимой. Её построили в два этапа, начав в 1739 г. и закончив в 1769 г.
Церковь построена в барочном стиле и богато украшена снаружи, но внутри ничего не сохранились, кроме четырёх больших изразцовых печей. Благодаря большой трапезной,
церковь сильно вытянута в длину и напоминает корабль с мачтой. Есть много сходства между этой церковью и тотьминскими барочными храмами того же периода.
В середине 19-го века вокруг церквей Дымкова была построена каменная ограда, от которой сохранились только Святые ворота (фото 70). Сквозь них открывается
прекрасный вид на Соборное городище на другом берегу Сухоны (фото 71).
Фото 69. Церковь Сергия Радонежского (1739-50, 1769 гг.)
Фото 70. Святые ворота Дымковской слободы (1859 г.)
Фото 71. Вид на Соборное дворище через Святые ворота. Источник: Yandex.ru
В церкви Вознесения сейчас располагается впечатляющий Музей древнерусского искусства, в который вошли также оригинальные иконостасы разных приделов этого храма. Иконостас Вознесенской церкви (фото 72) - один из самых ранних сохранившихся резных иконостасов Устюга в барочном стиле. Наиболее богатая объемная резьба украшает царские врата (фото 73). На верхнем уровне храма в приделе Всех Святых находилась домовая церковь ктитора - купца Ревякина. В этом приделе интересны кованые решётки (фото 74-75), на левой из которых славянскими буквами обозначен год строительства церкви - 1648. Сохранился также трёхъярусный тябловый иконостас этого придела (фото 76).
Фото 73. Фрагмент иконостаса с царскими вратами
Фото 74-75. Решётки окон Всехсвятского придела
Очень интересен Воскресенский придел церкви (фото 77-79), в котором сохранилась стенопись на евангельские сюжеты и иконостас начала 18-го века. В местном ряду находятся иконы известного устюжского живописца Стефана Соколова. Хорошая сохранность интерьеров церкви объясняется тем, что сразу после закрытия в 1930 г. её передали музею, не успев, таким образом, разорить.
Фото 77. Воскресенский придел. Стенопись конца 18-го века
Фото 78. Иконостас Воскресенского придела (1720-е гг.)
Фото 79. Иконостас-перегородка Воскресенского придела (18-19-й века)
К главным экспонатам музея относится великолепная резная сень царских врат (фото 80 и 82), плащаница 15-го века "Положение во гроб" (фото 80) и две иконы из Успенского собора Великого Устюга (фото 81 и 83): Богоматерь Одигитрия (16-й век) и Успение Богородицы (15-й век). Последняя является храмовой иконой Успенского собора. Очень интересна "Пьета" в русской трактовке на фото 84.
Фото 82. Деталь резных царских врат (17-й век)
В бывшем здании склада купца Чебаевского (фото 85 слева), в котором в советские времена был кинотеатр,
ныне расположился Депозитарий музея-заповедника Великого Устюга.
В нём находятся открытые музейные фондохранилища и размещены различные коллекции, среди которых изразцы, мебель, художественная береста, самовары,
и много чего ещё.
В музее большая коллекция печных изразцов (фото 86), поскольку Великий Устюг специализировался на их производстве с 17 по 19-й век, создав собственную школу
многоцветной керамики. Можно посмотреть и печи, выложенные устюжскими изразцами (фото 87-88). Выставлено очень много прялок, которыми музей также богат
(фото 89). Декор на прялках бывает очень разный: некоторые ярко расписаны, а другие украшены искусной резьбой (фото 90-91).
Фото 86. Устюжские изразцы
Фото 87-88. Изразцовые печи
Фото 89. Коллекция прялок
Фото 90-91. Узоры на отдельных прялках
Очень понравились изделия из бересты, (фото 92-93), на которых Устюг также специализировался (в частности, на резьбе по бересте).
В советское время существовала даже фабрика по изготовлению различных берестяных предметов. Сейчас фабрики уже нет, но индивидуальные мастера
продолжают делать берестяные сувениры. Наконец, привлекло внимание оригинальное дубовое кресло
(фото 94) со спинкой в виде конской дуги и подлокотников в виде пары воткнутых топоров с напоминанием о том, что «тише едешь - дальше будешь».
В Устюге есть еще два музея - этнографии и новогодней игрушки - куда мы просто не успели зайти из-за нехватки времени. Но судя по описаниям,
они неплохие и достойны посещения.
Фото 92-93. Изделия из бересты
Фото 94. Оригинальное дубовое кресло
Сразу скажем, что дед-морозовские места мы не посещали, поскольку приезжали в город летом, да и из детского возраста уже давно вышли.
Однако много слышали про это, и поэтому решили написать.
С лёгкой руки мэра Москвы Юрия Лужкова Великий Устюг вдруг стал родиной Деда Мороза и местом его постоянной прописки. А случилось это так.
В 1997 г. Лужков приезжал в Великий Устюг на его 850-летний юбилей (который удивительно совпадает с московским), и местные руководители
пожаловались ему на тяжелое положение города в силу хронического безденежья. Проезжая на машине по окрестностям, Лужков увидел дорожный
указатель на деревню Морозовица (рядом с которой расположен Троице-Гледенский монастырь) и тут его осенило: почему бы не поселить в Устюге,
северном городе, Деда Мороза, и не начать на этом зарабатывать? Местные начальники идею приняли, тем более что Москва дала денег на её первоначальное
воплощение. В результате уже в 1999 г. в хвойном лесу в 12 км от города появилась резиденция Деда Мороза (фото 95), в которой он начал принимать
гостей.
Коммерчески проект оказался очень удачным: в Устюг валом повалили туристы с детьми, и теперь там работает целый зимний парк развлечений с
аттракционами, "тропой сказок" и прочими забавами, основанными на русском фольклоре. В главной резиденции-тереме Дед Мороз со своим
антуражем встречает детей, развлекает их и раздаёт подарки. Создана соответствующая инфраструктура в виде дороги, парковок, гостиниц, кафе и
ресторанов. В Великом Устюге построили аэропорт, пустили туристические поезда из Москвы, Петербурга и Вологды, организовали специальные автобусные
путешествия. Спрос зашкаливает, и попасть в Устюг на новогодние каникулы просто нереально, даже на непиковое зимнее время надо записываться где-то
в апреле.
Фото 95. Зимняя резиденция Деда Мороза. Источник: Toursfera.com
Всё вроде прекрасно, правда, местные экскурсоводы жаловались, что городу достаётся очень мало "дед-морозовских" денег, поскольку главные инвесторы проекта находятся за пределами Устюга. Кроме того, как-то обидно городу с такой историей и с такими памятниками (который иногда называют северным Суздалем) продавать себя под брендом Деда Мороза. Может, когда-нибудь устюжское историческое наследие также начнёт привлекать достаточно туристов, что улучшит и финансовое положение города и горожан. Для этого, однако, им придётся еще много поработать.
Посмотреть другие части фотоотчёта:
Введение
Часть 1: Вологда
Часть 2: Тотьма
Оглавление